Правовая поддержка при обжаловании административных решений
Правовая поддержка при обжаловании предписаний надзорных органов в сфере недропользования
  •  консультации по основаниям, порядку проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральным агенством  по недропользованию (Роснедра), органами власти субъектов РФ осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере недропользования;

  •  проверка документов, касающихся внеплановой проверки, на соответствие требованиям законодательства по процедуре проведения таких плановых и внеплановых проверок;

  •  подготовка правового заключения по результатам проведения проверки;

  •  обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих проверку;

  •  подготовка возражений на акт по результатам проверки;

  •  подготовка ответа на предписание, выданное органом государственного контроля (надзора);

  •  обжалование акта, предписания, протокола, выданных Росприроднадзором, Ростехнадзором,Роснедрами, органами власти субъектов РФ;

   Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Проводя работы по поиску, оценке, разведке и освоению месторождений полезных ископаемых недропользователь обязан обеспечить соблюдение законодательства о недрах, требований законов и подзаконных нормативных актов горного права, устанавливающих технологические правила ведения работ, требований технических проектов, требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, охране окружающей среды, ведению геологической, маркшейдерской и иной документации.
Управление недропользованием государство осуществляет путём реализации мер горного надзора и геологического контроля.

   Порядок осуществления государственного геологического контроля (надзора) и горного надзора описан в ст. 37, ст. 38 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

  Деятельность уполномоченных государственных органов надзора в сфере недропользования направлена на профилактику, выявление и пресечение нарушений субъектами недропользования обязательных требований российского законодательства в области:

  • геологического изучения недр;

  • рационального использования недр;

  • охраны недр.

   В развитие указанной нормы закона приняты Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1074 "О федеральном государственном горном надзоре" , Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1095 Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре).

   Данными документами предусмотрено, что геологический надзор осуществляется в двух формах: геологический контроль (надзор) и горный надзор.

   В положениях определены органы, уполномоченные на реализацию мер геологического и горного надзора:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор, орган геологического надзора);

  2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор, орган горного надзора);

  3. Органы власти субъектов РФ.

    Надзор за соблюдением условий лицензионных соглашений осуществляет Федеральное агенство  по недропользованию (Роснедра)

   Для осуществления своих полномочий указанные органы имеют право проводить проверки в рамках профильного законодательства с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  Государство активно реализует разработанные стратегии и концепции направленные на изменение положения дел в горнодобывающем комплексе России, его технологическую и экологическую модернизацию.

   Растет число проверок, в частности впервые запущена масштабная ревизия лицензий на пользование недрами. Ревизия началась с проверки лицензионных соглашений на твёрдые полезные ископаемые, которые выданы на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.
Проанализировано 4507 лицензий, из которых выявлено 946 с нарушениями условий пользования недрами. Прекращено право пользования недрами по 16 лицензиям , по 6 лицензиям право пользования приостановлено, по 717 выданы уведомления о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении в случае их неустранения. Подробнее здесь.
Активно проходят проверки по соблюдению природоохранного законодательства.
В интервью главы Росприроднадзора Светланы Радионовой приводятся такие данные : «С 2019 года мы проводим проверки угледобывающих компаний в этих регионах (Иркутская область, Магаданский край, Красноярский край. Красноярский край). К 1 сентября 2021 года были проверены 132 недропользователя, которые работают на 231 лицензионном участке, выявлено почти 1,4 тысячи нарушений. Материалы 48 проверок (по 71 лицензии) направлены в Роснедра для принятия решения о досрочном прекращении права пользоваться недрами.
Алтай, Амурский край и Дальний Восток – "золотые" регионы с проблемами. По состоянию на 1 сентября мы проверили почти сто недропользователей, это 300 участков золотодобычи, выявили почти тысячу нарушений, 43 лицензии просим отозвать, выписали штрафов на 1,4 миллиарда рублей.» Подробнее здесь.
   Отсутствие концепции разработки месторождения, неправильное оформление проектной, разрешительной документации, ведение первичной и учетной документации без оценки экологических рисков приводит предприятия к значительным убыткам.
   Иногда при проверках надзорные органы ведут себя так, как будто их основная цель не обеспечение рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ, а начисление максимального объема штрафов, при этом они считают себя правыми в любой ситуации.
  Но это не так, проверки, которые проводят Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роснедра, уполномоченные органам власти субъектов РФ , порядок их организации, основания, цели, предмет, виды, а также формы используемых при этом бланков должны соответствовать действующему законодательству РФ и ведомственным нормативным правовым актам.
  Жалобы на нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) территориальных органов Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роснедр, органов власти субъектов РФ и их должностных лиц, подаются с соблюдением требований Закона N 210-ФЗ.
  Если недропользователь не согласен с вынесенными по результатам проверки решениями и предписаниями, он может обжаловать решения и предписания в досудебном и судебном порядке.
В случае, когда необходимо обжаловать решение или предписание надзорных органов, необходимо рассматривать не только содержание документа, но и их действия оформлением результатов которых стал этот документ.

© 2021. "ГОРНО-ПРАВОВАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "БИК"