Оптимизация платежей НВОС
Инновационная Программа оптимизации производства
Горно-металлургический сектор, сектор добычи угля и других полезных ископаемых никогда не сталкивался с таким количеством нормативных требований, как сегодня. Ужесточение нормативной правой среды, в том числе в области охраны окружающей среды, повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)- привели к резкому повышению себестоимости.
Повышение производительности, снижение издержек производства, позволяющие получить долговременный экономический эффект, по-прежнему являются важнейшими условиями сохранения и укрепления позиций в отраслях. Назрела необходимость сделать шаги в данном направлении, остается еще много возможностей для совершенствования. Компании, которые раньше остальных осознают важность принятия мер, смогут добиться весомого конкурентного преимущества, в том числе во времени. Необходимо применять комплексный подход в контексте управления эффективностью деятельности в целом, рассматривая каждое звено организации не по отдельности, а в составе единой системы. В решении поставленных задач необходимо полагаться на опытных специалистов, способных предлагать эффективные решения в условиях экономии затрат. Важную роль в данном процессе также играет готовность организации к инновациям и коренным изменениям в корпоративной культуре.
Грамотная аналитика, проведение опережающего горно-правового аудита позволяет получить четкое представление о том, что означает по-настоящему эффективная деятельность, надлежащим образом оценивая и отслеживая качество проводимых мероприятий. Но самое главное – работу по повышению производительности необходимо вести с учетом долгосрочной перспективы. Важно – в вопросах повышения производительности, снижения издержек производства горнодобывающие компании не должны отклоняться от намеченного курса даже тогда, когда цены на сырьевые товары пойдут вверх и маятник вновь качнется в сторону увеличения добычи.
Решить проблему можно только за счет внедрения прорывных инноваций. Для некоторых компаний инновации станут основным условием выживания, а для других они могут послужить стимулом к росту прибыли и выходу на наиболее выгодные позиции в ожидании кардинального изменения ситуации на рынке. Компании, которые со всей серьезностью подойдут к решению этих вопросов, смогут выйти на качественно новый уровень долгосрочной, пролонгированной эффективности. Какая бы из стратегий ни была принята на вооружение, гораздо более важным является то, каким образом она будет реализована. Определяющим фактором является не выбор между органическим и неорганическим ростом, а принятие верного решения для достижения успеха за счет эффективного использования внутренних ресурсов. Необходимо также учитывать, что эффективность инноваций определяется не только масштабом сокращения затрат, но и созданием дополнительной стоимости, за счет использования и переработки, отходов недропользования и отходов производства.
Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения, часть из которых вступили в действие с 01.01.2015г., а к 01.01.2020 г. окончательно сформировался новый подход к взиманию платы в области воздействия отходов промышленного производства на окружающую среду.
В 2022 г. приняты поправки в Ф3 «Об отходах производства и потребления», Ф3 «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на:
- совершенствование системы учета полезных компонентов, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах, шламах, хвостах обогащения полезных ископаемых и иных отходах геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья.
- развитие правовых норм, стимулирующих комплексное использование минерального сырья.
Правительство РФ рассматривает вопрос об очередном увеличении ставки платы за НВОС и в первую очередь это коснется отходов недропользования, отходов производства и потребления.
В частности, это касается:
Платы за НВОС (Раздел 4 – Фактическое размещение отходов производства и потребления 1-5 классов опасности).
Лицензирования деятельности предприятия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Увеличение штрафных санкций, пени.
К рассмотрению и реализации предлагается «Инновационная Программа оптимизации производства», в том числе по оптимизации платежей за отходы недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, отходы производства IV, V класс опасности, (далее – Программа), созданная на основе инженерных решениях, которые нацелены на изменение, дополнение, корректировку технологических процессов, возможность вовлечения в переработку промежуточных продуктов горного, промышленного производств в целях доизвлечение полезного ископаемого без увеличения платежей по НДПИ (нормативные потери) и учитывают необходимость создания надлежащей деловой культуры производства.
Программа разрабатывалась с соблюдением требований Федеральных законов РФ и действующей нормативной правовой документации.
Особо следует отметить, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам недропользования, к отходам производства и потребления, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов недропользования, отходов производства должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией. Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологических регламентов могут быть отнесены к промежуточным продуктам обогащения, для дальнейших исследований и применения в технологических процессах, к технологическим веществам (материалам), применяемых в качестве продукции для производства работ, оказания услуг и производства новой продукции для собственных нужд. При этом принимаемые нормативные технические документы на промежуточные и технологические продукты должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании. Также необходимо иметь ввиду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные, технологические, побочные продукты, отходы недропользования, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, вскрышные, выемочные породы, хвосты обогащения, шламы, золошлаковые продукты, иные вещества и материалы для собственных нужд при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно -гигиенических и иных требований законодательства.
«Дорожная карта» выполнения Программы:
Проведение горно-правового аудита технических проектов и иной сопутствующей документации предприятий горно-металлургического, химического, нефтегазового комплексов России.
Технических проектов в соответствие с требованиями Федеральных законов Российской Федерации и действующих нормативных правовых актов. Разработка, корректировка технологических регламентов по горным процессам, процессам обогащения, технических условий на промежуточные продукты, отходы недропользования, образующихся в процессе производства, в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации и действующих нормативных правовых актов, позволяющей значительно минимизировать размер экологических платежей за отходы недропользования, отходы производства.
Корректировка раздела «Рекультивация» и других разделов Технического проекта по требованию.
Разработка, корректировка специальных разделов Технического проекта. Корректировка Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); Паспорта отходов 1-4 класса опасности; Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ); Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС); Проекта обоснования санитарно-защитной зоны (СЗЗ); Проекта «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС); Проекта зон санитарной охраны (ЗСО) водоносных источников и др.
Подготовка и проведение Общественных слушаний.
Подготовка и прохождение Государственной экологической экспертизы проектной документации в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Подготовка и прохождение Экспертизы промышленной безопасности проектной документации в соответствии с требованиями ст. 13 ФЗ РФ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Следует отметить, что в соответствии с требованиями ст. 1 действия, приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена, применяемых на опасном производственном объекте технических устройств трактуются как техническое перевооружение опасного производственного объекта.
Согласование Технического проекта в ЦКР ТПИ Роснедра (технологические регламенты, потери, разубоживание).
Разработка и согласование «Технического Проекта ликвидации/консервации» на основе утвержденного Технического проекта.
Прохождение Государственной экологической экспертизы «Технического Проекта ликвидации» в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Экспертизы промышленной безопасности «Проекта ликвидации» в соответствии с требованиями ст. 13 ФЗ РФ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Предлагаемая к рассмотрению и реализации «Инновационная Программа оптимизации производства», в том числе по оптимизации платежей за отходы производства, отходы недропользования IV, V класс опасности, не требует больших капитальных затрат на ее реализацию, масштабного приобретения технологического оборудования.
Срок реализации Программы и экономический эффект от внедрения Программы – определяются по результатам Отчета горно-правового аудита предприятия.