Балансовый учет полезных компонентов складированных в хвостохранилищах и отвалах полезных компонентов.
Проводим работы по оптимизации оперативного балансового учета при добыче и переработке полезных ископаемых.
Зачем это надо?
- Позволяет снизить издержки горнодобывающих предприятий за счет минимизации:
- рисков взыскания штрафов за нанесение вреда окружающей среде (НВОС)
- рисков взыскания штрафов за невыполнение требований Лицензии на право пользования недрами
- размера экологических платежей за НВОС.
- Необходимо для оформления и разработки документации по извлечению полезных компонентов из вскрышных и выемочных пород, хвостов обогащения руды.
Актуально в случаях когда:
- Не определена балансовая принадлежность складированных в хвостохранилищах и отвалах полезных компонентов
- Совокупность полезных ископаемых в хвостохранилищах и отвалах учтена как отход производства и потребления.
В соответствии с требованиями законодательства о недрах полезные компоненты, содержащиеся во вскрышных и выемочных породах, хвостах обогащения руды, должны учитываться как полезные ископаемые.
Однако после вступления в силу ФЗ «Об отходах производства и потребления» во многих случаях вскрышные породы, продукты обогащения были отнесены к отходам производства.Такая практика приводит предприятия к необходимости получения лимитов на размещение отходов, плате за НВОС, создает риски получения штрафов при переквалификации класса опасности отходов, несоответствии их массы и т.д.
В случаях, когда отвалы, спецотвалы, хвостохранилища учтены как объекты размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), становится невозможной организация добычи попутных полезных ископаемых, так как законодательство Российской Федерации не предусматривает добычи полезных ископаемых без лицензии (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд).
Для получения лицензии на разведку или добычу попутных полезных ископаемых необходимо произвести оценку прогнозных ресурсов полезных ископаемых складированных в хвостохранилищах и отвалах, произвести подсчет запасов техногенного месторождения.
Государственная политика РФ направлена на максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение и сокращение образования отходов, создание условий для учета формирования и освоения техногенных месторождений, извлечения ценных компонентов из вскрышных, вмещающих горных пород. Разработан, принят Государственной Думой 6 июля 2022 года, одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года и вступает в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением пункта 4 статьи 4. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий использование отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащих полезных ископаемых и полезных компонентов. В ФЗ N 343-ФЗ в частности разъясняется, что вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию, не являются отходами производства и потребления независимо от факта их включения в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
Оценка прогнозных ресурсов, подсчет и защита запасов полезных ископаемых складированных в отвалы, спецотвалы, хвостохранилища.
Методика геологического изучения объектов (отвалов, спецотвалов, хвостохранилищ) перспективных на выявление техногенных месторождений в значительной мере отличается от традиционных способов изучения участков недр.
Обусловлено это, с одной стороны, их сложным внутренним строением, многокомпонентным составом, наличием обособленных зон различных концентраций полезных компонентов и технологических свойств, с другой стороны накопленным в геологической, геолого-маркшейдерской, технической документации горнодобывающих предприятий значительным объемом информации о качественно-количественной характеристике полезных ископаемых.
Имеющийся у нас опыт работы как с основными полезными компонентами, находящимися в хвостохранилищах, так и с отвалами вскрышных пород показывает, что грамотное использование имеющейся информации (в соответствии с требованиями нормативных и методических документов) позволяет снизить объемы, сроки, стоимость геологических работ.
Ориентировочный состав работ:
Проведение горно-правового аудита проектной, технической документации предприятия.
Выполнение работ по подсчёту/пересчету запасов техногенных месторождений, по первичной кадастровой геолого-экономической оценке прогнозных ресурсов, корректировка сопутствующей документации.
Формирование принципиально нового подхода к разработке ПД, направленного на оптимизацию издержек горнопромышленного предприятия с учетом изменений требований ФЗ.
Дополнение, корректировка технологических процессов.
Дорожная карта по приведению проектной, технической документации предприятия в соответствие с требованиями законодательства РФ.
Подготовка и сопровождение прохождения необходимых экспертиз ПД в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Ожидаемые результаты:
- Выполнение требований экологической политики РФ.
- Выполнение требований законодательства о недрах в части рационального, комплексного использования и охране недр.
- Увеличение минерально-сырьевой базы предприятия за счет постановки на баланс прогнозных ресурсов и запасов техногенных месторождений
- Снижение издержек производства за счет снижения платы за НВОС.
- Стимул роста прибыли и выхода на наиболее выгодные позиции в ожидании кардинального изменения ситуации на рынке минерального сырья.
- Исключение объектов из ГРОРО